Назовите причины нарушения зрения и слуха. Каковы критерии

Их выделения?

Охарактеризуйте общие и специальные закономерности психи-

Ческого развития детей с нарушениями слухового и зрительного

Анализаторов.

На какие особенности поведения детей следует обращать внима-

Ние, если у них предполагаем п нарушение слуха или зрения?

Каковы основные направления реабилитационной работы с деть-

Ми с данными нарушениями?

Каковы роль деятельности в психическом развитии слепых и сла-

Бовидящих и в компенсации отклонений, связанных с нарушени-

Ями зрения?

Охарактеризуйте направления профпригодности людей с нару-

Шениями зрительной и слуховой функций.

В чем специфика обучения детей с нарушениями зрительного

И слухового анализаторов?

Литература

Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. —М., 1987.

Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития

Зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. —М.,

1990.

Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание де-

Тей с нарушениями зрения. —М., 1992.

Жохов В. П., Коржакова И. А., Плаксина Л. И. Реабилитация детей,

Страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. —М.,

1989.

Жохова В. П., Особова Т. 3. Учителю о близорукости. —М., 1990.

Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь. —М., 1992.

Зайцева Г. Л. Диалог с Л. С. Выготским о проблемах современной

Сурдопедагогики //Дефектология, 1998. —№ 2.

Земцова М. Н. Пути компенсации слепоты. —М., 1956.

Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 165

Земцова М. Н. Учителю о детях с нарушениями зрения. —М.,

1973.

10. Каплан А. И. Детская слепота (цветовое остаточное зрение). — М., 1979.

Крайний В. А., Крайнина 3. М. Человек не слышит. —М., 1987.

Кукушкина О. И. Организация использования компьютерной

Техники в специальной школе // Дефектология, 1994. —№ 6.

Леонгард Э. И., Самсонов Е. Г. Система формирования и развития

речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха //

Инновация в российском образовании. Специальное (коррек-

ционное) образование. —М., 1999.

Литвак А. Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. —Л.,

1972.

Литвак А. Г. Тифлопсихология. —М., 1985.

Муратов Р. С. Технические средства обучения слепых и слабови-

Дящих школьников. —М., 1968.



Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э. Бруката. —Бель-

Гия (на русском языке), 1999.

Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы

В детских садах для детей с нарушениями зрения. —М., 1998.

Руленкова Л. И. Обучение и реабилитация детей с нарушением

Слуха с использованием верботонального метода // Инновация

в российском образовании. Специальное (коррекционное) обра-

Зование. —М., 1999.

Синякин В. А., Нудельман Н. Н. Особенности психического раз-

Вития глухого ребенка. —М., 1985.

Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых де-

Тей дошкольного возраста. —М., 1980.

Соловьева И. Л. Оздоровительная школа-интернат для неслыша-

щих детей со сложной структурой дефекта: модель нового типа //

Инновация в российском образовании. Специальное (коррекци-

онное) образование..—М., 1999.

Тимохин В. П. Сурдопедагогика. —М., 1985.

Формирование социально-адаптивного поведения учащихся с на-

Рушениями зрения в начальных классах / Под ред. Л. И. Плакси-

Ной. —Калуга, 1998.

Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит: Книга

Для воспитателей. —М., 1995.

Основы специальной педагогики и психологии

Материалы для семинарского занятия

Основные ПОНЯТИЯ Органические и функциональные нарушения

Слуха и зрения, первичный дефект, вторичные

Отклонения в развитии; сурдопсихология, сурдопедагогика; остаточ-

Ный слух, тугоухость, глухота; аудиометрия; аудиограмма; симптомы

Нарушения; компенсация утраченной или нарушенной слуховой функ-

ции; слуховой аппарат, кохлеарная имплантация; жестовая речь, дак-

Тилология, дактильный алфавит, билингвистический подход, метод

Тотальной коммуникации; тифлопсихология, тифлопедагогика; ком-



Пенсаторная перестройка восприятия; косоглазие, амблиопия; гигиена

Зрения; коррекция, компенсация; проблема социокультурной иден-

Тификации и интеграции, социальное адаптирование, социально-

Профессиональная реабилитация.

Методические Раскрывая эту тему, необходимо отметить осо-

Указания бую значимость слухового анализатора для об-

Щего развития ребенка; определить вторичные

Отклонения в развитии, порождаемые первичным дефектом анализа-

Тора. Важно подчеркнуть роль сурдопедагогики и сурдопсихологии

В связи с увеличением детей, имеющих нарушения слуха. Следует так-

Же охарактеризовать наследственные, врожденные и приобретенные


nazvanie-stati-ne-bolee-12-slov.html
nazvanie-vtorogo-punkta-pervoj-glavi-i-td.html
    PR.RU™